payday



Иные новости СРО с 26.12.2011 по 01.01.2012

27.11.2011 Чиновники предупредили бизнес о будущих проверках

«МН» выяснили у бизнесменов, как они оценивают ситуацию с прокурорскими проверками

Генпрокуратура опубликовала план проверок бизнесменов на будущий год. Списки можно посмотреть на сайтах региональных прокуратур. По идее чиновников такая прозрачность даст возможность добросовестным предпринимателям эффективнее «скорректировать свою работу» и вообще облегчить себе жизнь. Сводные планы проверок начали публиковаться с 2009 года.  «МН» поинтересовались у экспертов, как изменились отношения бизнесменов и проверяющих органов за это время.


Расписания для проверяющих органов были придуманы специально, чтобы перестать «кошмарить бизнес». Законы, которые  должны были сократить количество проверок и исключить внепроцессуальные действия милиции, президент Медведев подписал в самом конце 2008 года.
В итоге вот уже три года подряд в декабре публикуется план действий на следующий год проверяющих органов. Сегодня, 27 декабря, Генпрокуратура объявила, что готов сводный план на 2012 год. Точную разбивку по датам и компаниям все региональные и транспортные прокуроры и другие специализированные прокуратуры разместили на своих официальных сайтах. Например, в плане прокуратуры города Москвы официально заявлено почти 34 тыс. проверок самых разных компаний – от крупных банков до маленьких ООО.

«Доступность информации о контрольной деятельности предоставит возможность добросовестным предпринимателям эффективнее скорректировать свою работу с учетом предъявляемых государством требований», - считают чиновники.

Помогла ли эта информация облегчить жизнь бизнесменов? С таким вопросом «МН» обратились к экспертам.

Яна Яковлева
председатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность»


До 2010 года проверяющие ходили совсем хаотично, после 2010 года часть стала приходить упорядоченно, но и хаотичные проверки совсем не исчезли. Например, есть полиция, которая сейчас является самой сильной дубиной для бизнеса. Она сама по себе, и не в какие планы не входит. Полицейские могут изымать документы, по сути, при первом желании. В марте прошлого года Нургалиев подписал приказ, который позволяет проводить проверку по распоряжению начальника полиции. При этом ни в Уголовном, ни в Гражданском кодексе такая норма не прописана, поэтому ее нельзя оспорить в суде. У меня вообще есть ощущения, что когда мы спорили о законе «О полиции», милиционеры про себя смеялись и думали: «Ну спорьте, спорьте, мы все равно найдем способ получать свое».


И такие рычаги есть у всех ведомств.  Например, можно требовать от бизнесмена проводить экспертизы в конкретной прикормленной фирме. Пойдешь в более дешевую – не получишь лицензии. Так что то, что появился план проверок, – это хорошо. Но проблема коррупции намного шире, чем проверки предпринимателей. Если бы в судах можно было доказать, что чиновник пришел со своей проверкой незаконно, то и никаких планов не нужно было бы. Но пока это невозможно, и план проверок от произвола не спасает.

Владлен Максимов
руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле


В целом, по моим ощущениям, ситуация с проверками стала лучше. Но надо понимать, что есть белые проверки, а есть серые. И официальные проверки – это верхушка айсберга. К тебе просто могут прийти ребята из отдела по нарушениям на потребительском рынке, или УБЭП, или из ныне реформированного отдела по налоговым преступлениям и сказать: «У тебя есть контрафакт». Дальше начинаются переговоры.


У проверяющих есть и другая лазейка. По просьбе граждан проводить проверки можно и без плана. Понятно, что не всегда эти просьбы исходят действительно от недовольных компанией граждан. Так что, если белых проверок стало меньше, это еще не значит, что серые проверки исчезли.

Антон Данилов-Данильян

председатель экспертного совета «Деловой России»
Когда было введено это правило, то проверок стало действительно меньше, и с тех пор их количество не увеличивалось. Так что само присутствие такого механизма ограничивает деятельность особо ретивых проверяющих. Но дело не только в проверках, а в самих органах, которые их осуществляют. На наш взгляд, некоторые вещи нужно уже передать на откуп саморегулируемых организаций. СРО намного лучше знают, кто добросовестный предприниматель, а кто нет. Например, было бы логично перестать госконтроль за теми вещами, которые предприниматели страхуют. Сейчас страхуются риски пожаробезопасности, перевозки и др. Проверять их еще раз нецелесообразно.

источник

26.12.2011 Как в условиях рынка повысить престиж рабочих специальностей

В ближайщие два года будет создана национальная система сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики, заявил в Санкт-Петербурге премьер-министр Владимир Путин. Кроме того, лучшие учащиеся ПТУ получат от правительства стипендии, а преподавателям повысят зарплаты.

В системе профобразования много потеряно: учебные заведения застыли на рубеже середины 1980-х, считает Владимир Путин. "Все это стало уже реальной проблемой, которая сдерживает развитие, формирование рынка труда, - убежден он. - Мы столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук". И это такая же преграда на пути развития, как и отсутствие дорог, электричества, связи; это естественный ограничитель экономического роста, считает премьер.

По данным опроса "ОПОРЫ России" в 2011 году, предприниматели называют именно эту проблему главной: важнее коррупции и административных барьеров. Отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции, низкий общественный престиж и несоответствие системы подготовки кадров потребностям экономики - вот основные "камни преткновения".

"Следует серьезно ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить", - решил Владимир Путин.

Премьер предложил в ближайшие два года создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей. Ключевую роль будут играть саморегулируемые организации бизнеса, а государство окажет организационную и финансовую поддержку. Гарантией востребованности на рынке станет профессиональный сертификат, подтверждающий высокую квалификацию.

Для бизнеса нужно создать стимулы инвестировать в подготовку кадров, считает премьер. Есть хорошие примеры в металлургии, автопроме и авиастроении, но это "точечные проекты". Владимир Путин объяснил, что государство готово оказать прямую поддержку таким начинаниям.

Не должны забывать про ПТУ и местные власти. Путин напомнил, что в 30 регионах действует трехлетний проект по поддержке программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Условие получения средств из госбюджета - участие работодателей. Премьер предложил расширить географию и участников, и отраслей. Обещал помочь и с ремонтом зданий.

Еще одна проблема - низкие зарплаты преподавателей. В начальном профобразовании они недотягивают до 10 тыс. рублей, в среднем профобразовании составляют чуть больше 15 тыс. "В некоторых регионах на уровне МРОТ получают доходы - просто не знаю, как это возможно!" - возмутился премьер. "Знаю: денег всегда не хватает, но знаю также и то, что в этом году большинство субъектов РФ сведет свои бюджеты с профицитом", - намекнул он. Владимир Путин также напомнил, что лучшие учащиеся профессиональных училищ, лицеев, колледжей и техникумов получат 5 тыс. стипендий правительства, и предложил регионам и бизнесу подумать о таких же мерах.

Гендиректор ОАО "Северсталь" Алексей Мордашов вышел на видеосвязь с премьером из Череповецкого индустриального колледжа и сообщил, что компания покрывает две трети потребности в кадрах за счет профучилищ. Он попросил разрешить относить траты на развитие учебных заведений в издержки и создать программы в педвузах, которые бы за полгода-год переучили специалистов с производства на преподавателей.

Поддержал идею сделать профобразование зоной, свободной от налогов, и глава РСПП Александр Шохин. Владимир Путин согласился обсудить предложенные фискальные стимулы. Президент "Деловой России" Александр Галушка выдвинул свое предложение - ребрендинг понятия "рабочий". Выпускников ПТУ нужно называть "мастерами", так и писать в сертификате, считает он.

Завидев за спиной Мордашова учащихся, премьер решил поговорить и с ними.

- Как организована практика? - спросил он.

- В столовых, - ответил парень по имени Илья (он будет пищевым технологом).

- Современная? - уточнил Путин.

- Не все как бы имеется... - замялся собеседник.

- Как же так, меня это просто удивляет, что же так жадничать? - эти слова премьера были адресованы уже Мордашову.

- Программа по реконструкции столовых есть, переоборудуем и столовые, и туалеты, - тут же доложил бизнесмен. - Пять миллионов долларов потрачено на столовые.

- Если Илья обучается технологиям в области общественного питания, то должен иметь возможность то, чему его учат в колледже, применять на практике, - провел разъяснения председатель правительства.

- Все, что проходим здесь, в принципе, делаем там же, - пошел на попятную учащийся.

- Молодец, Илья пытается спасти вас, - улыбнулся Путин Мордашову.

Другой учащийся, будущий монтажник Роман, подтвердил, что проходит практику в цехах "Северстали". Его все устраивает, и работать он пойдет туда же.

- В процессе обучения кого-нибудь с "Северстали" видели у себя в колледже? - задал непростой вопрос премьер. Но Роман не растерялся: "У нас даже мастер, который практику преподает, работал на "Северстали".

Замешкаться Романа заставил вопрос о том, чему же его научили. "Ремонт оборудования, в общем", - стушевался он. "Не волнуйся, расскажи как есть", - ободрил его Путин. "Процесс производства стали, прокат", - уже более уверенно перечислил юноша. Премьер снова обратился к Мордашову, спросив про зарплаты в металлургии. "45 тысяч, - после недолгих колебаний ответил тот и на всякий случай добавил: - А столовую реконструирую, понимая важность вопроса". "Приеду как-нибудь на "Северсталь" и зайду в столовую", - поймал его на слове Путин.

"Мы вас приглашаем", - обрадовался бизнесмен.

"Да я и сам напросился уже", - улыбнулся председатель правительства. Судьба столовой была решена.

источник

26.12.2011 Новая рабочая аристократия

Interfax-Russia.ru – России необходим закон о "ремесленном бизнесе", а россиянам – ремесленный сектор экономики, считают уральцы.

Западная Европа переживает эпоху возрождения ремесла. Об этом, в частности, шла речь в Екатеринбурге на международной научно-практической конференции "Становление и развитие ремесленничества и профессионального ремесленного образования в России", на которую съехались более 200 человек из 39 субъектов РФ, а также из Германии, Украины и Белоруссии. Гости из Германии охотно делились накопленным опытом, прежде всего опытом в сфере образовательных программ.

Как отмечали участники конференции из Германии, в современном пост-индустриальном обществе появился целый спектр новых профессий, удовлетворяющих спрос на эксклюзивные товары или услуги.

В России слово "ремесленник" к настоящему времени почему-то приобрело негативную окраску. Так, согласно толковому словарю Ожегова, у нас ремесленником пренебрежительно называют человека, работающего по шаблону, без творческой инициативы. Между тем в Средневековой Европе объединение мастеров одной или нескольких смежных профессий в ремесленные цеха оказали огромное влияние на развитие экономики городов. Слободы и посады кузнецов, гончаров, плотников в городах России также, по сути, были ремесленными цехами-поселениями.

И вот сегодня современный горожанин вновь нуждается в услугах ремесленников-предпринимателей. Формально такой профессии не существует, фактически ремесленный бизнес активно развивается.

"Понятия "ремесленник", "ремесленная деятельность" сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран мира. Кроме того, это общепринятая терминология ООН и ВТО. К ремесленным предприятиям относятся малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальные предприниматели), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства жизни и быта. По оценке Ремесленной палаты России, сегодня в России ремесленной деятельностью заняты не менее 4-5 млн человек", - говорится в материалах конференции, находящихся в распоряжении Interfax-Russia.ru.

Мастерство современных ремесленников нынче в цене. Взять тех же кузнецов. В Свердловской и в Челябинской областях они, например, объединились в ассоциации. По сути, это саморегулируемые организации, объединяющие профессионалов, которые способны не только изготовить уникальное изделие, но и всегда с высоким качеством. А еще самостоятельно рекламировать свою работу, искать и находить покупателей, словом, заниматься предпринимательской деятельностью.

Весной этого года уральский кузнец заставил говорить о себе весь мир. Мастер из Екатеринбурга изготовил для британского принца Уильяма и его супруги необычный подарок – парные подковки "на счастье". Впрочем, креативные подарки всегда были своего рода специализацией кузнецов Урала. Так, в 2004 году здесь выковали в подарок избранному на второй срок президентом РФ Владимиру Путину меч "Державный", а для патриарха Кирилла восстановили уникальный посох XIV века. Наконец, в ответ на мировой экономический кризис и в качестве сувенира отковали собственную антикризисную монету "1 КУЙ".

Стоит также сказать, что удивительные по тонкости работы и по художественному вкусу изделия рождаются под руками сестер Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. Как сообщает официальный сайт монастыря, мастерских в обители сейчас значительно меньше, чем до революции, но монахини и послушницы стараются возродить прежнюю практику сувенирного послушания. "Поэтому сестры сотрудничают с уральскими мастерами - резчиками по камню и дереву, а фарфор заказывают на фарфоровом заводе. Сестры стараются, чтобы в монастырской лавке любой человек мог найти подарок для себя или своих близких", - сообщает сайт монастыря.

Еще более интересный синтез традиций и современности в вышивальной мастерской. Здесь установлено оборудование с программным обеспечением. Однако выполнение заказа на вышивку начинают сестры-иконописцы. Затем эскиз сканируют, и с этим графическим файлом начинают работать сестры-вышивальщицы.

Только вместо пяльцев у современных монастырских мастериц мониторы, а вместо иглы – компьютерная мышка. "Итак, файл готов. Он получается тем объемней, тяжелее, чем сложнее и многофигурнее изображение. К примеру, компьютерная программа плащаницы состоит из 1.500.000 стежков. Затем файл переносится в вышивальную машину, и если на его разработку может понадобиться не одна неделя, то сама вышивка занимает от нескольких часов до нескольких дней", - отмечается в сообщении на сайте.

Тем временем, к сожалению, в России не существует системы ремесленного образования, и ремесленный бизнес не считается разновидностью экономической деятельности. Разве что в Башкирии на региональном уровне закрепили перечень видов ремесленной деятельности, а в других регионах и этого нет. Полная неразбериха царит и с профессиональным обучением будущих ремесленников-предпринимателей.

Как считает директор научно-образовательного центра "Развитие ремесленничества" Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) Андрей Ефанов, без принятия соответствующих федеральных законов полноценно развивать систему ремесленного образования невозможно. Но первые шаги в этом направлении можно сделать и на региональном уровне.

"В Свердловской области уже более 13 лет реализуются образовательные проекты по подготовке ремесленных кадров по профессиям строительного профиля. Данные проекты, являющиеся пилотными для российской системы профессионального образования, на сегодняшний день показывают хорошие результаты", - заявил он.

По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, эксперимент давно перешагнул стены базового учебного заведения (Уральский колледж технологий и предпринимательства). Но одно из основных препятствий для распространения накопленного опыта обучения - отсутствие нормативной базы на федеральном уровне. "А вот для открытия краткосрочных форм переподготовки и повышения квалификации достаточно полномочий у региона. Но о существовании таких программ нам не известно", - отметил Андрей Ефанов.

Почему в первую очередь речь идет именно об образовании, а не о налоговых льготах или программах старт-апов для ремесленников? Дело в том, что ремесленная мастерская по определению не может быть крупным или даже средним предприятием. Значит, ремесленник не может оплачивать подготовку персонала, он не входит во влиятельные корпоративные объединения, способные лоббировать его интересы на муниципальном или региональном, не говоря уже о федеральном уровне власти. Увы, сегодняшним ремесленникам далеко до того влияния, которым пользовались их предшественники в средневековых городах.

Участники конференции предложили начинать возрождение ремесленничества именно с объединения граждан, занятых ремесленным бизнесом. Т.е. создавать территориальные и региональные объединения ремесленников - ремесленные палаты и гильдии. Организовывать при них государственно-общественные сертификационные центры по ремесленным профессиям. Начинать подготовку педагогов профессионально-ремесленного обучения в высших учебных заведениях.

По мнению директора научно-образовательного центра "Развитие ремесленничества" Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) Андрея Ефанова, эти и другие меры поддержки российского ремесленника необходимо было принимать еще вчера. Россия вступает в ВТО, а это означает, что нечто наподобие Болонской декларации может появиться и в отношении рабочих профессий.

"Договоренностей по взаимному признанию рабочих квалификаций пока нет. Этот процесс, видимо, будет набирать обороты в связи с присоединением России к ВТО. Но снятие таможенных барьеров может создать такую ситуацию, когда движение капиталов и, следовательно, рабочей силы будет, скорее всего, направлено в нашу страну", - считает эксперт.

"Так называемый "ремесленный" бизнес (как это принято в терминологии ВТО) у нас настолько несовершенен, что его легко могут потеснить зарубежные конкуренты, обладающие и высококвалифицированной рабочей силой, и налоговыми преференциями, и современными технологиями. Если мы не будем прилагать усилий, может произойти то, что произошло на российском рынке сувенирной продукции, который уже почти весь забит изделиями из дружественной нам страны", - заявил Андрей Ефанов.

Как подчеркивали участники обсуждений, ремесленник, в отличие от работника, стоящего у конвейера, не придаток машины, а хорошо подготовленная и инициативная личность. В отличие от промышленных предприятий на ремесленных предприятиях нет пооперационного и технологического разделения труда, поэтому каждый работник такого предприятия должен владеть знаниями и умениями "по всей ширине и глубине" своей профессии.

При этом он должен выполнять весь цикл работ, связанных с заказом: получить заказ, спроектировать будущую работу, решить вопросы снабжения, организации и выполнения работ, а затем сдать готовую работу заказчику. Для этого ему необходимо быть общительным, уметь управлять небольшим коллективом, обладать экономическими, правовыми и проектно-дизайнерскими знаниями.

Работников промышленных предприятий с высокой квалификацией и уникальной специализацией ранее называли "рабочей аристократией". В свою очередь ремесленники XXI века могут стать новой рабочей аристократией.

источник

26.12.2011 Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике.

Мы приняли решение учредить 5 тыс. стипендий Правительства Российской Федерации для лучших учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей и техникумов", – сообщил Премьер и предложил регионам и бизнесу подумать об аналогичных программах и инициативах.
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня обсудим очень важный вопрос – важный и с экономической, и с социальной точки зрения. Поговорим сегодня о подготовке рабочих кадров, но не просто о рабочих кадрах, а именно о подготовке высококвалифицированных рабочих кадров – подготовке тех людей, которые сегодня действительно востребованы и в гражданской индустрии, и в оборонке, и вообще в высокотехнологичной сфере производства, в отраслях, которые, собственно говоря, и определяют конкурентоспособность страны.
Мы ставим в настоящее время перед собой в широком смысле масштабные задачи, которые связаны с модернизацией промышленности, да и не только промышленности – по сути, всех сторон нашей жизни. Говорим о глубокой именно модернизации, о кардинальном улучшении делового климата. Вот совсем недавно на встрече с коллегами из "Деловой России" обсуждали как раз проблемы, связанные с изменением к лучшему инвестклимата. Но и с другими предпринимательскими сообществами мы постоянно на этот счёт говорим. Но мы с вами прекрасно понимаем, что решить эти проблемы невозможно без людей, без так называемого человеческого капитала, без его кардинального улучшения, без улучшения нас с вами, потому что все мы должны меняться к лучшему - собственно говоря, и в этом состоит задача в той сфере, которую мы сегодня с вами обсуждаем.
К сожалению, здесь много потеряно за последние десятилетия. В 1990-х годах – мы знаем, что происходило с промышленностью – вот это сжатие серьёзное. Да и в начале 2000-х годов мы только-только начали всё преодолевать. Потом кризис 1998 года, кризис 2009–2010 годов. К чему приводит этот кризис? Кризисы вообще к чему приводят? Они приводят к сжатию производства, а это значит, что и сама экономика не востребовала нужного количества высококвалифицированных кадров. И в этом тоже проблема. Многие наши учебные заведения в этой сфере, по сути, застыли где-то на рубеже середины 1980-х годов прошлого века. Это и образовательная база, и технологическая база.
Всё это становится реальной проблемой сегодня, не только становится – стало уже реальной проблемой, которая сдерживает развитие, формирование рынка труда, способного обеспечить качественную и эффективную занятость. Сегодняшняя реальность заключается в том, что мы столкнулись с дефицитом нужного нам количества высококвалифицированных рабочих рук и специалистов рабочих специальностей. По данным опроса, который был проведён предпринимательской организацией, – по-моему, Сергей Ренатович (С.Р.Борисов – президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России") вашей, "Опора России", да? – в текущем году именно проблема нехватки высококвалифицированных рабочих рук, высококвалифицированных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав такие чувствительные, проблемные точки, как коррупция и административные барьеры. Нехватка высококвалифицированных нужных рабочих кадров вышла на первое место, обогнав по значению даже коррупцию и административные барьеры. Для меня, честно говоря, это было удивительно, тем более что, на мой взгляд, "Опора России" провела достаточно репрезентативную выборку: 6 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса было опрошено в 40 субъектах Российской Федерации. Это действительно серьёзная выборка.
Приведу и другой совершенно конкретный пример. По данным служб занятости, например вот здесь, в Петербурге, уже свыше трёх месяцев не могут найти нужного количества и нужной квалификации таких специалистов, которые, казалось бы, и не должны быть в дефиците: это слесари-сборщики в судостроительной промышленности и электросварщики. Ну электросварщики в судостроении – это вообще особая каста: там это вообще штучный товар, но в принципе, казалось бы на первый взгляд, должно быть достаточно таких специалистов. Нет, найти не могут в течение трёх месяцев нужного количества людей, причём предлагают и заработную плату не самую маленькую – свыше 50 тыс. рублей.
Очевидно, проблема носит комплексный характер. И здесь о чём нужно говорить? Отсутствие профессиональных стандартов и внятных требований к компетенции специалиста – вот это, во-первых. Низкий общественный престиж начального и среднего профобразования и, пожалуй, главное – несоответствие системы подготовки кадров реальным потребностям экономики, реальным потребностям рынка труда.
Что, на мой взгляд, нужно было бы сделать в первоочередном порядке? Следует серьёзно ускорить разработку и внедрение профессиональных стандартов, выработку важнейших ориентиров для учебных заведений, которые ответили бы на вопрос, каких специалистов, с какими знаниями и навыками эти учебные заведения должны готовить. Принципиально важно, чтобы в разработке профстандартов принимали участие и работодатели, и бизнес, и, конечно, профсоюзы. Со своей стороны предлагаю дополнительно подумать об эффективных механизмах участия бизнеса в разработке образовательных программ и, конечно, в оценке качества образования, уровня квалификации подготовленного специалиста. Для этого в ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней будут играть саморегулируемые организации бизнеса, их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур. Подчеркну – государство окажет необходимую организационную и финансовую поддержку созданию такой схемы.
Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека.
Задавая строгие требования к качеству подготовки специалистов, мы тем самым повышаем и общественный престиж таких профессий и, конечно, как я уже сказал, гарантируем нормальное, хорошее, достойное трудоустройство, как, например, здесь, в том учебном заведении, где мы находимся. И Карпеев Виктор Андреевич, руководитель, мне сейчас только сказал, с каким энтузиазмом разбирают практически всех выпускников этого учебного заведения. Более того, Виктор Андреевич сказал, что даже не хватает, взяли бы ещё больше, но количество выпускников пока недостаточно для предприятий Петербурга.
Второе важное направление работы – создать стимулы для бизнеса инвестировать в подготовку кадров, в развитие системы профессионального образования. Я знаю, что сегодня у нас в режиме видеоконференции будут рассказывать о своей работе наши коллеги из регионов (из Чебоксар, из Ижевска, из Череповца, из Первоуральска), и надеюсь, услышим от них, как организована работа по этому направлению. Я знаю, например, что компания "Северсталь" вкладывает немалые деньги в подготовку специалистов в учебных заведениях. Посмотрим. Я вижу на экране Мордашова (А.А.Мордашов) – руководителя компании, надеюсь, что Алексей Александрович расскажет, как работа идёт на "Северстали".
Здесь есть хорошие примеры и в металлургической промышленности, в автопроме, в авиастроении, но, к сожалению, пока ещё маловато. Пока, можно сказать, это только точечные проекты. Со своей стороны государство готово оказать прямую поддержку таким начинаниям, таким инициативам бизнеса, в том числе на принципах софинансирования. Такой позитивный опыт был накоплен в рамках нацпроекта "Образование".
Напомню, что в 2007–2009 годах в рамках приоритетного проекта "Образование" мы на эти цели выделили из федерального бюджета 8,8 млрд рублей. Софинансирование регионов составило 3,2 млрд рублей, а бизнес вложил 5,5 млрд рублей.
В качестве следующего шага мы начали трёхлетний проект – начиная с 2011 года до 2013 года – по поддержке региональных программ подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, причём ключевым условием предоставления федеральных средств является участие в этих программах как раз работодателей, предприятий важнейших отраслей экономики России.
Сейчас в проекте уже участвуют 30 регионов. В общей сложности эти субъекты Федерации смогут дополнительно привлечь для развития системы профессионального образования почти 10 млрд рублей, в том числе из этих 10 млрд 2,5 млрд рублей - из федерального бюджета. В 2011 году мы уже из федерального бюджета направили на эти цели 970 млн рублей.
Думаю, этот проект стоит расширить за счёт включения дополнительных отраслей, где подготовка специалистов особенно актуальна сегодня, а также увеличить число регионов-участников. Я прошу Министерство образования, других наших коллег, моих коллег подумать над этим предложением и сформулировать, что нужно сделать в ближайшее время.
Третье. Безусловно, за счёт федеральной поддержки, привлечения средств бизнеса мы будем оказывать содействие развитию начального и среднего образования. Я уже об этом сказал, но хочу подчеркнуть: субъекты Федерации должны значительно повысить внимание к этой теме, и не только потому, что она относится к региональной компетенции. Прежде всего хорошая система профобразования – в интересах самих регионов, это базовое условие для их социально-экономического развития.
Какие наиболее проблемные точки хотел бы выделить? Почти четверть зданий (четверть почти!) системы начального и среднего профобразования находится в аварийном состоянии или требует капитального ремонта. Конечно, такие учебные заведения, как то, где мы сейчас находимся, являются скорее исключением, чем правилом. Конечно, это, безусловно, вызывает гордость тех, кто это сделал в Петербурге, и я вижу – и преподаватели здесь с удовольствием работают, и ребята учатся с удовольствием, и спортивная база великолепная, технологическая, бытовые условия замечательные. Но повторяю ещё раз: к сожалению, таких учебных заведений в сфере подготовки специалистов такого профиля и такого уровня пока очень мало. Многие действующие учебные заведения не имеют ни столовых, ни спортивных залов, не то что здесь: и зал спортивный, и бассейн, и на улице есть спортивные сооружения, но это, повторяю, к сожалению, пока исключение. В этой связи считаю правильным оказать регионам поддержку в проведении ремонта аварийных зданий, прошу Минобрнауки и Минфин представить свои соображения на этот счёт.
Далее. Я уж не стал спрашивать, сколько здесь преподаватели получают, но в среднем по стране это пока очень скромно. В системе начального профессионального образования до 10 тыс. среднем. Где-то есть, конечно, и побольше, но в среднем не дотягивает даже до 10 тыс. Среднее профессиональное образование – это где-то в среднем 15 тыс. с небольшим. В некоторых регионах – просто не знаю, как это возможно, – получают зарплату на уровне МРОТ, минимального размера оплаты труда. Это вообще никуда не годится. Вот мы сейчас решаем последовательно задачу повышения уровня зарплаты учителей в средних школах до среднего по экономике. Будем, безусловно, подтягивать к этому уровню и хороших специалистов в школах искусств, других учебных заведениях подобного рода. Уже неоднократно говорили о необходимости повышения заработных плат в системе дошкольного образования, в детских садах и так далее. Но про систему профессионального образования, конечно, забывать тоже нельзя. Я обращаю внимание регионов: давайте вместе подумаем на тему о том, что нужно в самое ближайшее время в этой сфере сделать. Если достойную заработную плату не платить, так мы здесь никогда не соберём нужных нам специалистов.
Отмечу, что для этого у субъектов Федерации есть всё необходимое. Знаю про финансовые проблемы: денег всегда не хватает, но знаю так же и то, что в этом году, например, большинство субъектов Российской Федерации сведёт свои бюджеты с профицитом. Надеюсь, что мои региональные коллеги обратят на это самое пристальное внимание. Будем с вами по этим вопросам в постоянном контакте. Знаю, что в некоторых регионах, конечно, ситуация не такая уж и печальная. Но, повторяю: нам нужно, чтобы это было не в некоторых регионах, а повсеместно.
Четвёртое. Нужно сделать так, чтобы молодёжь видела те перспективы, которые открывает профессиональное образование, возможности, которые создают новая экономика, развитие технологий, как меняется само содержание профессий. Ещё раз хочу обратиться к опыту того учебного заведения, где мы находимся. Здесь совершенно очевидно, что ребятам интересно: работают на новейшем оборудовании, на самом современном, и по-настоящему учатся тому, чем они будут заниматься на высокотехнологичных производствах сегодня, после окончания этого учебного заведения. Наш проект по созданию 25 млн современных рабочих мест как раз направлен на то, чтобы сформировать новое качество занятости, повысить спрос на квалифицированный труд, а значит, приподнять и его общественный престиж. И конечно, нужно поддерживать людей талантливых, работающих в этой сфере. В системе высшего образования давно существует система специальных стипендий для наиболее успешных студентов. Считаю, что такая система должна быть создана и для среднего, и начального профобразования, поэтому мы приняли решение учредить 5 тыс. стипендий Правительства Российской Федерации для лучших учащихся профессиональных училищ, лицеев, колледжей и техникумов.
Предлагаю регионам и бизнесу подумать об аналогичных программах и инициативах.
Я предлагаю нашу последующую работу выстроить следующим образом: послушать наших коллег, которые собрались в регионах, а потом выступят те, кто здесь со мной вместе в Петербурге находится в этом зале.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина
Уважаемые коллеги, друзья! Я не буду возвращаться к важности вопроса, который мы сегодня обсуждаем. Хочу только сказать, что совсем недавно, несколько лет назад, нам не казалось, что это уж такая важная тема: ну нет высококвалифицированных специалистов, рабочих профессий – вроде как и не надо, ничего особенного и не происходит. А того, что есть, того, что требуется, в общем-то и достаточно. Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является такой же преградой на пути развития, как инфраструктурные ограничения, как отсутствие дорог, достаточного количества электрической энергии, средств связи и так далее. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. И сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало такой барьер известный: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является естественным ограничителем нашего роста. И этот вопрос выходит в повестку дня, в число первых.
Сегодня прозвучало очень много интересных и важных предложений. Хочу поблагодарить и наших коллег в регионах Российской Федерации, которые на местах нам рассказывали о том, что они там делают. Оттуда тоже прозвучали абсолютно конкретные предложения, связанные с улучшением этой сферы деятельности, с коренными изменениями там. В том числе и из Чебоксар прозвучали такие предложения (я их запомнил, обязательно постараемся сформулировать), из других мест. Здесь коллеги высказались очень интересно, сформулировали хорошие, интересные предложения. Мы это всё обобщим и постараемся внедрить.
Конечно, всё, что касается налоговых льгот, послаблений, – это сфера особого внимания. Я абсолютно согласен с Александром Николаевичем (А.Н.Шохин), с другими коллегами: нужно не бояться и в этой сфере действовать, может быть, аккуратно, но тем не менее двигаться. Думаю, что мы найдём здесь компромиссы, развязки такие, которые помогут нам непростые, но необходимые к решению задачи преодолевать эффективно, в нужные нам сроки и с должным качеством.
Всех вас хочу поблагодарить за совместную работу сегодня. Спасибо большое!

источник

26.12.2011 В РФ появится сертификация специалистов для приоритетных отраслей экономики

До 2014г в стране должна появиться национальная система сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики.

Такое заявление сделал Председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике, сообщает пресс-служба кабмина.

По словам премьера, решить воспросы модернизации промышленности невозможно без кардинального улучшения качества подготовки рабочих кадров.

Нехватка высококвалифицированных рабочих кадров вышла на 1-е место среди экономических проблем, обогнав по значению коррупцию и административные барьеры, считает В.Путин.

"В ближайшие 2 года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней будут играть саморегулируемые организации бизнеса, их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур", - подчеркнул глава правительства, пообещав, что государство окажет необходимую организационную и финансовую поддержку.

"Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека", - резюмировал В.Путин.

источник

26.12.2011 Бизнес взял еще один барьер

Итоги работы за год подвел председатель комитета облдумы по предпринимательству, малому и среднему бизнесу Роланд Херианов

Уходящий год стал непростым для всей экономики региона, включая малый и средний бизнес. Что волновало деловых людей в первую очередь, чем удалось поддержать "малых" и "средних" и где искать точки роста, "ИНТЕРу" рассказал председатель комитета по предпринимательству, малому и среднему бизнесу Волгоградской областной думы Роланд Херианов.

- Роланд Тамазович, конец 2010 и начало 2011-го ознаменовалось массовыми акциями протеста предпринимателей, возмущенных увеличением ставки единого социального налога...
- Это действительно так, но справедливости ради хочу отметить, что в последнее время на федеральном уровне много делается для поддержки бизнеса, в том числе и в налоговой системе. Единственный момент, когда была принята непопулярная мера, касается увеличения единого социального налога. Большое количество предприятий (более 36 направлений бизнеса) остались на прежнем уровне налогообложения, для некоторых налоговая нагрузка, напротив, снизилась, но в основной своей массе бизнес понес ощутимые потери. Наш комитет выступал дважды с законодательной инициативой по снижению данной нагрузки. Хочу также отметить, что в этой ситуации очень многое зависит от местных властей, которые могут своими действиями на местах компенсировать потери, которые несет бизнес. В частности, можно было бы ввести мораторий на повышение местных налогов в течение нескольких лет, не повышать уровень арендной платы как за землю, так и за недвижимость, сделать более доступными для бизнеса тарифы ЖКХ. Все зависит от руководителей муниципальных образований.
- В начале года были опасения, что в 2011-м разорится рекордное количество предпринимателей...
- Деятельность нашего комитета была направлена на то, чтобы избежать такого развития событий. Так, нам удалось сохранить финансирование программ развития малого и среднего бизнеса в этом году. Из областного бюджета на эти цели было выделено 61,5 млн. руб., из федерального удалось привлечь 174 млн. руб. Приведу и такие цифры: за 2009-2010 гг. 2 600 предпринимателей получили поддержку из бюджета в виде субсидий и дотаций, а предварительная цифра по 2011 г. - 1500 человек (окончательные итоги будут подведены в конце января).
Кроме того, нам впервые удалось создать два фонда, которые оказывают помощь предпринимателям в получении кредитов.
В рамках гарантийного фонда мы привлекаем бюджетные средства. Если у предпринимателя нет необходимой залоговой базы для получения кредита, то 50% от величины залога банку предоставляет фонд. Это серьезное подспорье для бизнеса и веский аргумент для финансовых структур в пользу выделения кредитов. Эти деньги переходящие: по окончании срока гарантий средства поступают в бюджет, и мы можем помочь следующему предпринимателю. В настоящий момент резерв гарантийного фонда составляет 285 млн. руб.
Второе направление, которое мы развили в этом году, - микрофинансовый центр, когда мы кредитуем предпринимателей без банка. Они имеют возможность получить без залога на год до 1 млн. руб. Таким образом мы помогаем предпринимателям, занятым в разных сферах, включая торговлю. Объем финансирования, осуществленный микрофинансовым центром, - 147 млн. руб.
Программа работает несколько лет, но особо хочу отметить, что минувший год был особенно активным в отношении ее реализации.

- В последние годы федеральная власть предпринимала немалые усилия, чтобы надзорные и контролирующие ведомства перестали кошмарить бизнес...
- Со стороны нашего комитета ведется большая работа по снижению административных барьеров на территории региона. Проводятся выездные встречи с предпринимателями, консультации, круглые столы, куда привлекаем представителей надзорных ведомств. Наша областная дума стала инициатором закона, согласно которому чиновники, незаконно проверяющие бизнес, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. Инициатива была поддержана на федеральном уровне, этот закон уже действует.
Надо отметить, что если раньше административный прессинг довлел над всем бизнесом, то сегодня в силу новых законов у проверяющих начала меняться ментальность. Конечно, проблема административного давления на бизнес все равно остается актуальной, но она уже не стоит для нас на первом месте, как это было несколько лет назад.

- В упрек предпринимателям ставят то, что некоторые их них, напротив, стали пользоваться лояльностью законодательства...

- К сожалению, такие случаи есть. Например, подходит срок плановой проверки, которая бывает раз в три года, и предприниматель либо меняет юридический адрес, либо закрывает бизнес на время. Это недопустимо и бросает тень на всех остальных. Считаю, что бизнес и надзорные ведомства должны быть предельно честными и открытыми по отношению друг к другу, чтобы некомпетентность чиновника или нечестность предпринимателя не создавала негативного мнения в целом. Еще одно важное новшество, которое я приветствую и которое может помочь в решении этой проблемы, - это появление новых форм сотрудничества в особо важных для каждого жителя региона сферах: ЖКХ, строительной. Сейчас предприниматели создают саморегулируемые организации, выдают друг другу соответствующие разрешения на деятельность. Государство точечными шагами дистанцируется от вмешательства в дела бизнеса. И чем больше будет таких моментов, тем с большей уверенностью мы сможем говорить, что бизнес и власть вышли на новый уровень отношений.

11 тыс. проверок предприятий малого и среднего бизнеса проходит в регионе ежегодно

источник

26.12.2011 В Общественной палате обсудили проект ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России

Он состоит из трех глав – институты и процессы гражданского общества; взаимодействие с властью и модернизация. Первая глава включает подразделы о некоммерческом секторе в целом (статистика, законодательство и др.); роли местного самоуправления; СМИ; социальных сетях и блогосфере и др. Во второй главе рассматриваются изменения в развитии благотворительности, добровольчества, гражданского контроля, общественной экспертизы, противодействия коррупции, саморегулировании, деятельности общественных палат и советов и т.д. Третья глава посвящена взглядам гражданского общества на разные аспекты модернизации. Предполагается, что документ будет доработан и издан в начале 2012 года. Ознакомиться с проектом доклада можно на сайте http://www.oprf.ru/files/dokument2011/proektdokladaOP-2011-2212200.doc

источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости по отраслям

сро в украине  

За размещаемую информацию со сторонних интернет ресурсов при наличии ссылки на эту статью Администрация сайта ответственности не несет